Почему теряют посетителей крымские дворцы
Нынешним летом знаменитые крымские дворцы не могли похвастать наплывом посетителей. Работники Воронцовского дворца в Алупке говорят, что лето прошло гораздо спокойнее, чем в минувшем году, когда длинные очереди в кассу выстраивались уже в начале июля. Аналогичная ситуация и в Ливадийском дворце, где сезон в его привычном понимании начался только в сентябре. Почему перестают быть интересными гостям полуострова архитектурные жемчужины Южнобережья?
Пожалуй, только интерес со стороны иностранных туристов и vip-персон остается неизменным. Что касается не обремененных властью соотечественников, они дворцы Южнобережья посещают все реже. Причин тому несколько. И главная — финансовая. В 2012 году стоимость входного билета, например, в Воронцовский дворец была 50 грн., в 2013-м выросла до 70 грн. А если учесть, что на экскурсию, как правило, отправляются всей семьей, то набегает 210 — 280 грн. Не всем желающим такое развлечение по карману.
Другая возможная причина — возросшие требования к качеству экскурсионных услуг. По мнению завсектором по культурно-просветительской работе Воронцовского дворца Елизаветы Пичугиной, сегодня далеко не всех удовлетворяет традиционный рассказ экскурсовода. Необходимо искать новые методы привлечения посетителей. Возможно, изменить саму подачу материала, добавить новизны, ярких красок, ввести игровую форму. Такой подход вполне оправдан, согласна заведующая научно-методическим отделом Ливадийского дворца Валентина Шведова, хотя применим, скорее, к новым экспозициям и должен сочетаться с уже проверенными временем методами работы.
Но и в первом, и во втором случае встает вопрос подготовки кадров, то есть экскурсоводов. «Система подготовки кадров нуждается в серьезном реформировании, — считает Елизавета Пичугина. — В идеале должна быть единая школа, база, куда экскурсоводы могли бы приезжать и пополнять свои знания с помощью лучших специалистов крупнейших крымских музеев. И не просто совершенствовать экскурсионные рассказы, но и усваивать линию поведения в сложных ситуациях, навыки управления собственными эмоциями».
Так что поиск новых путей необходим, и чем быстрее музеи будут продвигаться в этом направлении, тем привлекательнее они будут в глазах посетителей, которые с каждым годом становятся все привередливее.
Хотя кадровый вопрос при всей его важности не самый острый в целом комплексе проблем, требующих решения. Возьмем, например, финансовую сторону. Музеи Украины, в частности, дворцовые комплексы Крыма, находятся в непростом положении. С одной стороны, имея статус государственных учреждений, они, как и полагается, передают заработанные деньги в казну. С другой, регулярно пополняя бюджет многомиллионными суммами, дворцы лишены столь же регулярной бюджетной поддержки. «Можно работать в музее, получать зарплату и иметь все положенные в госучреждении социальные гарантии и не догадываться, что на самом деле музей находится во власти рыночных стихий, — говорит первый замдиректора Воронцовского дворца Константин Касперович. — Музеям сегодня очень трудно проявлять хозяйственную инициативу».
В 1990-е гг. крымские дворцы в результате дефолта потеряли крупные средства на своих банковских счетах. Сейчас они находятся на казначейском обслуживании. Это подразумевает, что, планируя открытие новой экспозиции или затевая любой новый проект, не вписывающийся в рамки первоочередных трат (зарплата и налоги), необходимо получить разрешение Госказначейства. А как в этой структуре относятся к расширяющейся статье расходов, рассказывать никому не нужно. Отсутствие уверенности в получении платы превращает дворцы в ненадежных партнеров в глазах подрядчиков. Вложения в крупные экспозиционные объекты вроде «Императорского розария» в Массандровском дворце возможны только при бюджетной поддержке. В таких условиях вполне естественно стремление увеличить доходную часть. И самый простой способ сделать это — поднять цены на билеты, что оборачивается сокращением числа посетителей.
Не менее остро стоит перед дворцами вопрос собственности. Практически все музеи усадебного типа вынуждены противостоять желающим их «слегка потеснить». Борьба за территорию, по выражению Константина Касперовича, — это такой музейный бренд. Масштабы различны: от усадеб и гостиниц, уютно расположившихся в парковой или заповедной зоне, до попыток сделать из дворца госдачу. И если в Алупке в свое время удалось создать единый дворцово-парковый музей-заповедник, то, например, в Ливадии музею принадлежит лишь небольшая часть парка, у остальной его территории другие собственники. А знаменитая Царская тропа в наши дни больше напоминает элитный дачный поселок. Массандровский дворец совсем недавно функционирует как музей. И у власть имущих вряд ли навсегда пропало желание вновь заполучить его в безраздельное владение.
Хочется верить, что и у гостей полуострова снижение интереса к дворцам лишь временное явление. Что пройдет совсем немного времени, и ситуация изменится. Сейчас с приходом нового поколения сотрудников постепенно меняется организация работы дворцов-музеев. Хранителей традиций сменяют менеджеры с более рациональным подходом и иным видением существования в будущем таких объектов, как дворцы. Плохо это или хорошо — покажет время. Но музеи трансформируются, как и все наше общество. Динамику их развития определяют рыночные отношения.
Александр Балинченко, директор КРУ «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник», в который входят Воронцовский и Массандровский дворцы, считает, что проблем нет, есть обычная работа, повседневные вопросы, которые успешно решаются. Да и вниманием властей — как местных, так и центральных — музеи не обделены. Нынешнее снижение посещаемости музеев, по его мнению, явление временное. Сегодня туристы получили более широкий выбор мест для отдыха, в том числе за рубежом. Чтобы оставаться привлекательным для гостей, Крыму уже мало целебного климата, теплого моря, природных и рукотворных красот, нужен высокий уровень сервиса, хорошие дороги, комфортабельное жилье по приемлемым ценам и развитая инфраструктура. Тогда, возможно, и уникальным крымским дворцам придется решать уже совсем другую проблему: как справиться с растущим числом посетителей.
Пожалуй, только интерес со стороны иностранных туристов и vip-персон остается неизменным. Что касается не обремененных властью соотечественников, они дворцы Южнобережья посещают все реже. Причин тому несколько. И главная — финансовая. В 2012 году стоимость входного билета, например, в Воронцовский дворец была 50 грн., в 2013-м выросла до 70 грн. А если учесть, что на экскурсию, как правило, отправляются всей семьей, то набегает 210 — 280 грн. Не всем желающим такое развлечение по карману.
Другая возможная причина — возросшие требования к качеству экскурсионных услуг. По мнению завсектором по культурно-просветительской работе Воронцовского дворца Елизаветы Пичугиной, сегодня далеко не всех удовлетворяет традиционный рассказ экскурсовода. Необходимо искать новые методы привлечения посетителей. Возможно, изменить саму подачу материала, добавить новизны, ярких красок, ввести игровую форму. Такой подход вполне оправдан, согласна заведующая научно-методическим отделом Ливадийского дворца Валентина Шведова, хотя применим, скорее, к новым экспозициям и должен сочетаться с уже проверенными временем методами работы.
Но и в первом, и во втором случае встает вопрос подготовки кадров, то есть экскурсоводов. «Система подготовки кадров нуждается в серьезном реформировании, — считает Елизавета Пичугина. — В идеале должна быть единая школа, база, куда экскурсоводы могли бы приезжать и пополнять свои знания с помощью лучших специалистов крупнейших крымских музеев. И не просто совершенствовать экскурсионные рассказы, но и усваивать линию поведения в сложных ситуациях, навыки управления собственными эмоциями».
Так что поиск новых путей необходим, и чем быстрее музеи будут продвигаться в этом направлении, тем привлекательнее они будут в глазах посетителей, которые с каждым годом становятся все привередливее.
Хотя кадровый вопрос при всей его важности не самый острый в целом комплексе проблем, требующих решения. Возьмем, например, финансовую сторону. Музеи Украины, в частности, дворцовые комплексы Крыма, находятся в непростом положении. С одной стороны, имея статус государственных учреждений, они, как и полагается, передают заработанные деньги в казну. С другой, регулярно пополняя бюджет многомиллионными суммами, дворцы лишены столь же регулярной бюджетной поддержки. «Можно работать в музее, получать зарплату и иметь все положенные в госучреждении социальные гарантии и не догадываться, что на самом деле музей находится во власти рыночных стихий, — говорит первый замдиректора Воронцовского дворца Константин Касперович. — Музеям сегодня очень трудно проявлять хозяйственную инициативу».
В 1990-е гг. крымские дворцы в результате дефолта потеряли крупные средства на своих банковских счетах. Сейчас они находятся на казначейском обслуживании. Это подразумевает, что, планируя открытие новой экспозиции или затевая любой новый проект, не вписывающийся в рамки первоочередных трат (зарплата и налоги), необходимо получить разрешение Госказначейства. А как в этой структуре относятся к расширяющейся статье расходов, рассказывать никому не нужно. Отсутствие уверенности в получении платы превращает дворцы в ненадежных партнеров в глазах подрядчиков. Вложения в крупные экспозиционные объекты вроде «Императорского розария» в Массандровском дворце возможны только при бюджетной поддержке. В таких условиях вполне естественно стремление увеличить доходную часть. И самый простой способ сделать это — поднять цены на билеты, что оборачивается сокращением числа посетителей.
Не менее остро стоит перед дворцами вопрос собственности. Практически все музеи усадебного типа вынуждены противостоять желающим их «слегка потеснить». Борьба за территорию, по выражению Константина Касперовича, — это такой музейный бренд. Масштабы различны: от усадеб и гостиниц, уютно расположившихся в парковой или заповедной зоне, до попыток сделать из дворца госдачу. И если в Алупке в свое время удалось создать единый дворцово-парковый музей-заповедник, то, например, в Ливадии музею принадлежит лишь небольшая часть парка, у остальной его территории другие собственники. А знаменитая Царская тропа в наши дни больше напоминает элитный дачный поселок. Массандровский дворец совсем недавно функционирует как музей. И у власть имущих вряд ли навсегда пропало желание вновь заполучить его в безраздельное владение.
Хочется верить, что и у гостей полуострова снижение интереса к дворцам лишь временное явление. Что пройдет совсем немного времени, и ситуация изменится. Сейчас с приходом нового поколения сотрудников постепенно меняется организация работы дворцов-музеев. Хранителей традиций сменяют менеджеры с более рациональным подходом и иным видением существования в будущем таких объектов, как дворцы. Плохо это или хорошо — покажет время. Но музеи трансформируются, как и все наше общество. Динамику их развития определяют рыночные отношения.
Александр Балинченко, директор КРУ «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник», в который входят Воронцовский и Массандровский дворцы, считает, что проблем нет, есть обычная работа, повседневные вопросы, которые успешно решаются. Да и вниманием властей — как местных, так и центральных — музеи не обделены. Нынешнее снижение посещаемости музеев, по его мнению, явление временное. Сегодня туристы получили более широкий выбор мест для отдыха, в том числе за рубежом. Чтобы оставаться привлекательным для гостей, Крыму уже мало целебного климата, теплого моря, природных и рукотворных красот, нужен высокий уровень сервиса, хорошие дороги, комфортабельное жилье по приемлемым ценам и развитая инфраструктура. Тогда, возможно, и уникальным крымским дворцам придется решать уже совсем другую проблему: как справиться с растущим числом посетителей.
26.09.2013